Искусство каллиграфии и буддийская живопись

17 июля 2009

15 июля в Современном музее каллиграфии состоялась встреча с уникальной художницей из Голландии Марианной Ван дер Хорст, являющейся ученицей выдающегося тибетского художника Гега Ламы и работающей в жанре тханка.

Image 

Image 

Искусство тханка представляет собой традиционную культовую живопись, изображающую Будду Шакьямуни, персонажей буддийского пантеона, житийные циклы. Процесс создания буддийских икон строго регламентирован определёнными канонами, поскольку все изобразительные средства тханка — композиция, форма, цвет — являются средствами выражения идеи самого буддизма. Процесс создания тханка очень длителен, сложен и требует большой духовной концентрации — и поэтому являет собой своеобразную медитативную практику. На заключительном этапе рисования тханка на её оборотной стороне делаются особые надписи на тибетском языке — мантры-заклинания.

 Image

Image 

Марианна рассказала об особенностях письменности Тибета, являющейся не просто набором графических символов, а отражением тибетского мировосприятия. Фраза на тибетском, помимо своего прямого значения, имеет сакральный подтекст. Голландская художница дала небольшой мастер-класс, чуть приоткрыв завесу таинственности над символами тибетского письма. А поскольку в ближайшее время коллекция музея пополнится работой тибетского каллиграфа Таши Мэннокса, знания, полученные в результате этого мастер-класса, обязательно войдут в экскурсионную лекцию для посетителей музея.

Image 

Image 

Марианна Ван дер Хорст, за плечами которой почти двадцатилетний опыт преподавания искусства создания тханка, говорит, что для рисования тханки не обязательно быть профессиональным художником. «Главное — иметь желание научиться и верить в свои силы». Это утверждение в полной мере справедливо и применимо к искусству каллиграфии, также требующему сосредоточения, концентрации и определённой силы духа.

Image

Image 

Image