O Петре Чобитько и его Творчестве

I. О ХУДОЖНИКЕ

ШРИФТ и КАЛЛИГРАФИЯ являются, пожалуй, главной областью творческой и преподавательской деятельности Петра Петровича Чобитько. Причем, не как область отвлеченного элитного искусства, но в первую очередь как постановка и решение задачи проникновения шрифта и каллиграфии в сферу человеческой жизни. Современный ритм жизни и её некачественный визуальный информационный фон сопровождает нас ежедневно и буквально захлестывает всех, от мала до велика, все чаще становясь причиной стрессов, депрессий и психических расстройств, т.е. всего того, что способствует постепенному разрушению человеческой личности. Поэтому проблема целостности личности, ее самосохранения и развития, начиная со школьной скамьи, нормальное успешное обучение в высшем учебном заведении и дальнейшая активная творческая и духовная жизнь сегодня возможны только при тесном контакте с каллиграфией. Занятия каллиграфией способствует укреплению психики ребенка, стимулируют работу его сознания, корректируют эмоциональную сферу, создают условия для развития тонкой моторики рук и успешной подготовки в любой сфере деятельности. Для взрослого человека занятия каллиграфией формируют прекрасную защиту от стресса, как средство релаксации, а так же являются одним из мощных стимулов развития и укрепление творческого потенциала.

Технический прогресс, в особенности эра компьютеризации как - то незаметно отстранили человека от искусства каллиграфического письма. Большинство людей сегодня потеряли не только желание иметь четкий и красивый почерк, но даже разучились видеть и ценить истинную гармонию буквенного знака, поэтому пользуются им, не осознавая его истинного значения.

А ведь буква - не застывшая мертвая схема, но реальный жизненный образ, который в современном своем воплощении, подобно геному человека, аккумулировал и сконцентрировал в себе все этапы развития человечества и является одной из важных сторон истории его духовной и материальной культуры. Это не только средство хранения и передачи информации, средство, которое обеспечивает самую надежную связь между людьми и целыми историческими эпохами, но и область тончайших эмоциональных и психологических переживаний, высоких полетов фантазии, которая выражается через утонченную пластику буквы и виртуозный росчерк.

Поэтому, как художник и педагог, одну из главных своих задач Петр Чобитько видит в том, чтобы привить своим ученикам любовь и понимание искусства шрифта и каллиграфии, необходимых для их истинного профессионализма. А так же вернуть в нашу повседневную жизнь интерес, внимание и уважение к нашим буквенным традициям, возродить образное начало буквы, ее сакральную сущность.

Этого мастера с полным основанием можно назвать ныне незаслуженно забытым словом «каллиграф». Так издавна называли тех, кто овладел законами рождения знака.

Творческие работы Петра Петровича Чобитько становятся известны широкому кругу зрителей на Украине, в Прибалтике и за рубежом с середины 70-х годов прошлого века.

Работы художника, как ни парадоксально, можно было чаще видеть на международных вернисажах и Биеналле, чем на всесоюзных выставках. Они экспонировались в Болгарии, Польше, Сирии, Финляндии, Чехословакии, Франции, США, а так же прибалтийских Биеналле. Его работы находятся в музеях и коллекциях Таллинна, Киева, Варшавы и Нью-Йорка.

 

II. ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКА:

Плакат

Еще в студенческие годы Петр Чобитько наряду с выполнением работ в чисто графических техниках с увлечением занимался изучением сложных проблем шрифта в его тесной взаимосвязи с искусством плаката, которому он уделил немало времени в своем творчестве. Плакат - это особый язык и особая область шрифтового искусства, которая требует от художника не только хорошей техники выполнения, но и глубокого, истинного понимания социального явления, суть которого необходимо не только суметь «достать» из глубины события, но и точно отразить минимальными художественными средствами. Художник работал над политическим и социально-культурным плакатом. Причем, если в политическом плакате он часто отказывался от шрифта, то в социально-культурном художник нередко включает необходимую информацию.

Плакат к юбилею французского живописца Пабло Пикассо: в этом плакате основной акцент сделан на портрете Пикассо, выполненным пером. Около портрета - шрифт, который своеобразно объединил сам портрет и фрагмент одного из рисунков художника, в данном случае исполненный в свойственной для Пикассо свободной широкой манере.

Книга: «Данте» и другие.

Шрифты.

Универсальная творческая личность каллиграфа для Петра Чобитько - своего рода идеал. Неслучайно поэтому для него оказались тесными границы шрифтовых канонов. Тщательно изучая многие из существующих форм и систем каллиграфии, П. Чобитько создал ряд оригинальных шрифтов, в которых органично сосуществуют и требования канона, и свободная творческая мысль автора. Речь идет прежде всего о проектах шрифта к «Божественной комедии», о «Барочной азбуке» и шрифтах «Нарбут», «Скиф», «Сковорода», «Бодлер» и других. В этих работах художник показал прекрасные выразительные возможности новых шрифтов, продемонстрировал пути объединения выработанных веками правил и норм каллиграфии и творческой воли отдельного автора.

Как плакат, так и оформление книги определяются, в первую очередь, качеством шрифтов - наиболее массового и потому чрезвычайно важного вида графического искусства. Для него это и социальная история знака, и возможность на основе реальных прообразов создавать новые, не существующие в природе формы.

Поэтому Художник постоянно работает над проблемами шрифта, старается развивать наследие классических форм и в то же время бережно относиться к восстановлению идеала вечной красоты, создавая при этом свое современное понимание классики.

ШРИФТОВЫЕ РАБОТЫ:

Исключительно шрифтовые работы, а так же импровизации П. Чобитько являются графикой в «чистом виде», где выразительность произведения в значительной степени строится на пластике нетронутой поверхности бумажного листа, и каждый удар кисти, каждое прикосновение пера вовлекают чистую плоскость в процесс рождения знака-образа.

Техника значительно влияет на выразительность букв, поэтому образность шрифтовых работ П. Чобитько во многом зависит от выбранной автором техники. Он охотно пользуется традиционными в каллиграфии инструментами - кистью, пером, тростниковой палочкой, пишет тушью на бумаге или на шелке.

Например, в буквах, написанных пером, главную роль играет линия, контур знака, изысканный росчерк.

Кисть с ее бесконечным разнообразием нажимов и богатством тона выявляет внутреннюю пластику буквы.

Так в творчестве одного мастера синтезируются высшие достижения и художественные традиции каллиграфов древней Руси и Украины, Западной Европы и Востока, особенно после поездки в Японию и знакомства с японской школой каллиграфии.

В середине 80-х художнику был поручен ответственный заказ на выполнение эмблемы для Союза Художников Украины и Республиканского Дома Художников. Выполнение этих заказов во многом можно считать удачным социально - художественным экспериментом. Проекты эмблем и другие шрифтовые работы художника впоследствии демонстрировались на первой выставке советских художников шрифта в США и во Франции ( Нью-Йорк, 1985 г.; Париж 1986 г.)

С 1983 г. художник принимал активное участие в оформлении Государственного музея литературы УССР, где ему была поручена вся художественно-шрифтовая работа, на которой строилась основная концепция оформления музея. Шрифт в экспозиции явился главным эстетическим стержнем, объединившим все залы музея, а так же собранные в них разные по времени экспонаты, связав их тем самым в единый ансамбль. Он, как мост, соединил прошлое с настоящим. Открытие этого большого музея в1986 г стало значительным культурным и художественным явлением Киева.

К работе были привлечены авторы, большинство из которых в свое время учились и продолжали учиться у Петра Чобитько в стенах художественного института. Уже сам факт создания, коллектива художников шрифта показал, что на Украине сформировалась целая школа таких специалистов, о которой еще лет десять назад не могло быть и речи.

П. Чобитько разработал для музея фирменный шрифт, который вобрал в себя лучшие мировые и национальные художественные традиции. В пропорциях букв есть солидность академической ренессансной антиквы, элементы курсивности напоминают казацкую скоропись, а характерные засечки и очертания букв говорят о развитии на современной основе шрифтовых поисков Г. Нарбута. И все эти признаки составили оригинальное художественное явление на Украине середины 80-х. Такой эксперимент с очевидностью доказал принципиальную способность шрифта формировать эстетическую среду в крупных масштабах, влиять на восприятие многих людей и, таким образом, выступил одним из проявлений синтетической формы общественного сознания, имя которой - искусство.

 

ПАСТЕЛИ, ОФОРТЫ:

Художник является автором многих лирических пейзажей, выполненных пастелью и восковыми карандашами. Как правило, без работ, в которых он с увлечением использовал различные графические техники, не обходилась ни одна выставка. На всеукраинских республиканских выставках неоднократно экспонировались его офорты.

В 1970-80-х П. Чобитько много экспериментирует, объединяя в графических листах высокую печать с глубокой печатью (линогравюру с офортом). Тематика его работ весьма разнообразна: это антивоенные произведения, тематические композиции, пейзажи и натюрморты.

И, если в книге и плакате художник старается обобщить собственный опыт работы над проблемами шрифтовой композиции, то живописно - графические произведения отражают его внутренний опыт, накопленный в общении с природой. Как теоретические обобщения, так и практическое их применение составили методическую основу преподавания искусства шрифта на графическом факультете Киевского художественного института, где П. Чобитько разработал и внедрил предмет «Основы шрифтовой композиции» и «Основы шрифтовой графики».

По примеру своего учителя Пауля Лухтена, в своем творчестве художник постоянно ищет связь буквы с материалом, воплощая ее в различных графических техниках и материалах. Для выполнения шрифтовых композиций, надписей на медалях, мемориальных досках и монументах его приглашали к сотрудничеству такие известные скульпторы и архитекторы, как Василий Бородай, Анатолий Игнащенко, Иван Макогон, Михаил Грицюк.

Художник с интересом работает и в книжном переплете, который он освоил в таллиннском институте. Выполняя многочисленные заказы кожаных переплетов для книг, адресных папок и футляров, он постепенно смог заинтересовать ряд студентов, своих коллег и этим заложил условия появления отделения переплета в Киевской Национальной Академии Искусств, что впоследствии способствовало возрождению и развитию переплетного искусства на Украине.

АЛТАЙСКИЙ ЦИКЛ:

Неутолимая жажда к путешествиям и постижению окружающего мира привела художника в 1987 году на Алтай, к берегам Телецкого озера. Этот необычный и своеобразный уголок нашей земли впоследствии навсегда останется одним из самых любимых и дорогих мест творческой работы художника. Под впечатлением неповторимой красоты природы и встреч с самыми разнообразными людьми он вновь возвращается к излюбленной технике акварели, пастели, карандаша и посвящает этому горному краю и его людям большой цикл своих художественных, графических и каллиграфических работ.

 

ОТ АВТОРА:

Образ Буквы, его качественная и эстетическая сторона имеет чрезвычайную важность для человека. Образ буквы отпечатывается в нашем сознании, невидимо воздействуя на тончайшие структуры нашей психо - эмоциональной сферы, поэтому сила его влияния может оказаться как созидающей, так и разрушающей.

Каким будет этот Образ, многое зависит от создателя - воспитания его художественно-эстетического вкуса, образованности и, наконец, нравственной позиции.

Занятия каллиграфией требуют немалых внутренних усилий, но плоды их бесценны как для тела, так и для души. В процессе занятий каллиграфией ваша рука приобретает способность к выполнению любой тончайшей работы, а ваш глаз становится чувствительным к деталям и нюансам настолько, что способен, как хороший критик, проконтролировать этот процесс и вовремя заметить ошибку. Через преодоление лености души и косности движения мысли активируется наблюдательность, умение сосредоточиться и последовательно логически мыслить что, в свою очередь, помогает развитию творческого мышления и воображения.

Занятия каллиграфией положительно влияют на психически и эмоционально неустойчивых людей, помогая им сгармонизировать свое внутреннее состояние, обрести душевный покой. И это особенно актуально в нашем современном мире с его неумолимыми скоростями, когда деструктивное давление внешней среды явно нарастает. Чтобы сохранить целостность души и тела в этих условиях, каждый из нас нуждается в действенном средстве, которое мы сами себе можем приготовить по рецепту, проверенному веками практикой наших предков.

Через мир каллиграфии каждый человек сможет открыть для себя различные горизонты как внешнего окружающего мира, так и своего внутреннего. И если вы впервые берете в руки перо или кисть, важно только всегда помнить завет старых мастеров - чем упорнее вы шлифуете букву, тем сильнее буква шлифует вас.

Использованы фрагменты из публикаций о художнике
в разные периоды его творческой деятельности:
Статьи искусствоведа Виктора Викторовича Костура (Киев),
фрагменты из газетных публикаций: «Молода гвардiя» 1.03.74р., «Звезда Алтая»