На протяжении столетий письмо и каллиграфия на Руси были неразрывно связаны с духовным и культурным становлением наших предков, помогали укреплять национальное самосознание, свидетельствовали о духовном делании. Изучая древнерусское письмо, мы не только обращаемся к нашим культурным истокам, но и постигаем заключенное в нем идеальные представления о гармонии мира. В Учебных Азбуковниках по каллиграфии XIII-XVII веков было показано многообразие вариантов написания букв, в которых отражалась сложность мироустроения, чего не скажешь о современных письменных пособиях для детей. Подобно тому, как в каждой клетке нашего организма содержится программа его развития, так и в каждой Букве в свернутом виде заключена информационная программа, которая тесно связана с нашим языком, письменностью, культурой и духовными традициями народа. По словам архитектора И. П. Шмелева, традиция - это храм Памяти, из которой черпается энергия вдохновения, созидания и развития... И пока народ чтит и хранит свои традиции, он способен вынести все испытания, претерпеть все невзгоды.
Древнерусское письмо и каллиграфия чутко реагировали на различные изменения в жизни - политические, экономические, культурные и религиозные. Они испытывали влияние и Запада и Востока, но в то же время сохраняли и развивали свою самобытность и своеобразие. Несмотря на общеславянский дух, на Руси было немало каллиграфических школ, а крупные монастыри имели скриптории, где в богоугодном письменном делании оттачивали свое мастерство многие монахи. Вспомним школу Киево-Печерской Лавры и в ее лице Нестора-летописца, Сергия Радонежского и школу новгородского архиепископа Макария, школу Иоанна Грозного и Троице-Сергиевской Лавры, Запорожскую и Киево-Могилянскую школу.
Дух народа заключен в Слове и Букве, поэтому во времена невзгод и опасностей в первую очередь спасали и прятали самое ценное - рукописи и книги. До сих пор не найдены библиотеки Ярослава Мудрого, Иоанна Грозного. За всю историю Руси большинство бесценных памятников древнерусской письменности было уничтожено, а само письмо, как ни в одной другой стране, подвергалось реформам и нововведениям. Переход от письма тростью в написании Устава к письму птичьим пером в написании Полуустава и Скорописи не ухудшило графику букв, но напротив, расширило возможности мастеров, обогатило письменную культуру. В то же время, отказ от металлического пера и введение в 1968 году шариковой ручки разрушило не только остатки традиций и порушенную после 1917 года культуру письма, но и привело современное общество к тотальной дисграфии. В начале 70-х годов прошлого века известный эстонский мастер и педагог Пауль Лухтейн предупреждал, что эта шариковая ручка принесет большие беды культуре всего общества. Сегодня в школах дети пишут, как попало, ручки держат как угодно, в результате чего подрастающее поколение стало косноязычным не только в речи, но и в письме. И в Букве, и в письме изначально была заложена великая воспитательная сила, а приемы письма оттачивались столетиями.
На Востоке каллиграфию по значимости ставили в один ряд с боевыми искусствами как метод укрепления духа и путь совершенствования.
Еще в I веке до Р.Х. в Китае рекомендовали использовать каллиграфию в качестве подготовительного этапа обучения для дальнейших занятий искусством, ремеслом, науками. Сегодня немало современных политических деятелей и бизнесменов Востока и Запада занимаются каллиграфией и не только потому, что это престижно, но и очень полезно. Попробуйте регулярно уделять 20-30 минут упражнениям по каллиграфии, и вы сможете лично убедиться, что время зря они не тратят.
Физиологи и методисты XIX века отмечали, что каллиграфия и письмо дают твердую опору органам чувств, развивают и укрепляют волевой импульс. Считали, что «каллиграфия - это лекарство и гимнастика для ума и души человека».
С помощью каллиграфии воспитывается чувство линии, пластики, формы, фактуры, пространства, пробуждается ритм. Каллиграфия помогает пониманию природы интонации в нюансах. Занятия каллиграфией требует немало внутренних усилий, но плоды их бесценны для воспитания таких качеств, о которых многие педагоги уже позабыли: прилежание, аккуратность, терпение, внимание, сдержанность. Благодаря регулярным занятиям с помощью каллиграфического пера и кисти преодолевается леность души, активируется наблюдательность, умение сосредоточиться и последовательно логически мыслить, что в свою очередь помогает развитию творческого мышления и воображения.
А ведь именно этих качеств так не хватает сегодня ученикам и студентам. По мнению доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, шариковая ручка закрепощает не только мышцы рук учащегося, но затормаживает и сковывает мышления, угнетает процесс творчества. Не удивительно, что год от года уровень подготовки абитуриентов снижается и все труднее найти тех, кто способен к созидательному и творческому труду.
Известен следующий факт: многолетние исследования и поиски методик для подготовки специалистов в области высоких технологий показали, что наиболее эффективным для этого является каллиграфия, развивающая широкий спектр психофизических свойств учащихся.
В период школьного обучения каллиграфия, прямо или косвенно, взаимодействует с другими дисциплинами. Это способствует выстраиванию устойчивых межпредметных связей. Учитель каллиграфии влияет на ученика, как садовник на молодой саженец, окультуривая и формируя крону его свойств. Благодаря навыкам красивого письма в учащихся развивается ответственность за свой поступок. Таким образом, письмо пробуждает в человеке нравственное начало.
После 1917 года система чистописания перешла в руки чиновников, которые, уподобляясь нерадивым и недальновидным земледельцам, заселяют нашу образовательную почву чужеродными «гибридами», игнорируя свято отеческие традиции. Как следствие - потеря исторической и духовной опоры, непонимание истинного смысла и значения каллиграфии для формирования и раскрытия личности. В погоне за скоростью написания, упрощением графики букв, исчезла индивидуальность почерка, его красота, а с ними - и тонкая дифференциация личности ученика. Главное не только в том, чтобы красиво писать, но с помощью этого процесса научиться преодолевать себя. Для ускорения письма необходимо совершенствовать и внедрять стенографию и тем самым разъединить красоту и быстроту письма, как две дисциплины. Как от доброго слова умягчается и просветляется душа, так и от красивой буквы она наполняется радостью, гармонией.
Если в Слове (литературном, поэтическом) есть своя творческая лаборатория, то не менее важен такой же подход и к его написанию, т. е. к каллиграфии. Сегодня эту лабораторию пытаются подменить клавиатурой компьютера. На самом деле это чревато глубокими и непоправимыми последствиями, в частности, деформацией физического и духовного здоровья детей, что уже отмечено физиологами Европы, Японии, Китая. Во время письма присутствует акт творения Буквы, а благодаря ритмическому нейро - импульсному процессу (во время письма) развивается тонкая моторика пальцев рук, что напрямую связано с формированием у ребенка образного процесса мышления.
Буква - это внешняя одежда Слова. Как через Слово пробуждается душа человека, так и в написанной букве важно все - и мелодия линии, и мера нажима пера, и длина росчерка.
Написанная Буква - это сосуд, наполненный неким содержанием, чем чище и качественнее содержимое сосуда, тем глубже затрагиваются тончайшие струны души человека. Со дня нашего рождения и до последнего дыхания написанная Буква проходит рядом. Практически она всегда в поле нашего зрения. Как соринка в глазу, она может мешать, раздражая и причиняя неудобство своими уродливыми формами и, наоборот, воздействовать, как приятная мелодия, как молитва, наполняющая благодатью нашу душу.
Трудно представить без надписи какую-то область традиционного русского искусства. Она органически вплеталась в архитектуру, в интерьеры храмов, жилищ в виде мозаик, росписей, резьбы на камне и дереве. Надпись декором Вязи опоясывала колокола, посуду, церковную утварь и убранство, ее использовали в шитье плащаниц, ювелирных изделий, иконописи. Буквы не просто органично соединялись с объектом, они наполняли его своим смысловым содержанием и одухотворяя, радовали сердце и глаза всем своим богатством. После реформ Петра I только староверы остались верными хранителями русской письменной культуры до наших дней. Уничтожение Петром I очагов монастырской культуры завершили события 17-го года. Они не пощадили ни учебных программ, ни методических наработок преподавателей и методистов лучших учебных заведений России. Эти наработки письменной культуры сохранились только в Эстонии и Литве.
Более чем сорокалетний педагогический опыт преподавания каллиграфии Пауля Лухтена в Таллинне показал, что занятия рукописным шрифтом и каллиграфией стимулируют не только понимание графической композиции, но и являются основой декоративно - прикладного искусства, воспитания художественного вкуса. Традиционно каллиграфия, как мостик, соединяла область искусства и область науки. Сегодня пришла пора этот разрушенный мостик восстановить.
Опираясь на опыт своего учителя П. Лухтейна, мне удалось разработать методику ускоренной подготовки абитуриентов для поступления в художественные вузы. С помощью специальных упражнений у слабых студентов раскрывались внутренние скрытые резервы, что способствовало их более активному творческому обучению.
Сокращение учебных программ по шрифту и каллиграфии в средних учебных заведениях сегодня практически разрушают опыт и наработки творческих педагогов, затягивая хомут не понятно чем мотивированных Госстандартов. Чиновниками от образования игнорируется опыт профессиональных школ и специалистов Эстонии, Литвы, Белоруссии, Украины, России. Древний девиз «учим не для школы, а для жизни» сегодня можно перефразировать «учим для ЕГЭ, для Госстандарта». Ни один ВУЗ не готовит специалистов в этой области особо утонченного искусства шрифта и каллиграфии. Следовательно, при сложившейся ситуации, подготовить таких специалистов просто невозможно, т.к. это «не предусмотрено Госстандартом». Но многочисленные свидетельства и письменные отзывы тех, кто смог прикоснуться к этому утонченному источнику красоты говорят совершенно иное. Так, в одной из школ Санкт-Петербурга, где каллиграфия является базовой и корректирующей дисциплиной... Внимание, дяди в Министерстве образования! Дети называют уроки каллиграфии «домашняя радость». И действительно, истинная красоты нашей Буквы раскрывается при условии, когда мы возьмем перо и внимательно, неторопливо постараемся повторить удивительную форму древнерусской буквы и тогда письмена зазвучат в вашей душе.
Организаторы этого проекта дают уникальную возможность прикоснуться к рукописной Букве каждому и, возможно пробудится желание взять в руки перо, кисть и сотворить свою букву. Надеемся, этот проект не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых.
Чобитько П. П.
член СХ России,
преподаватель Санкт-Петербургской
художественно-промышленной академии
|